Васильевская волость: вчера, сегодня, завтра

Можно предположить, что все села не отличаются друг от друга. Несколько десятков почти уходящих в землю домов, церковь, чаще всего ее остатки, разбитая дорога, которая напрочь отбивает желание заехать сюда еще… Некогда богатые (не только по уровню жизни населения, но и красоте) места, сегодня обнищали, запустели, обезлюдели. И так по всей России. Но не в селе Васильевское, которое находится всего в 16 километрах от Твери.

Как только попадаешь на главную площадь села, а она здесь всего одна, естественно, перед церковью, сразу ощущаешь какое-то оживление. Утром в выходной день туда-сюда снуют люди, на остановке пассажиры ждут автобус в город, к магазину подъезжают покупатели, кто на машине, кто на велосипеде. А в самом продуктово-хозяйственном предлагают расплатиться… банковской картой.

Васильевское стало первым пунктом нашего гастрономического путешествия по Тверской области. Здесь живут наши хорошие знакомые, которые очень любят свое село, заботятся о его будущем и хотят «поднять». Реставрация храма Василия Великого, построенного в начале XIX века, дала новый импульс для развития территории. С некоторых пор сюда стали приезжать много молодых семейных пар. На малую родину возвращаются пенсионеры.

За несколько часов, проведенных в Васильевском, нам удалось пообщаться не с одним десятком его жителей. Мы интересовались традиционными блюдами, поэтому разговаривали больше со старшим поколением села. Кстати, еще один плюс: здесь у нас был свой помощник и гид, краевед Наталья Казакевич. Вместе с Александром Дылевским она занимается созданием музея Васильевской волости, которая охватывает еще три села — Михайловское, Орудово и Яковлево. По историческим данным, Васильевское упоминается в документах XVI столетия.  Местные говорят, что народ здесь «пришлый», т.е. изначально не населяли эти места, а пришли откуда-то, возможно, с Новгородских земель. «Причем со своим промыслом — гвоздарным делом», — уточняет Наталья Казакевич.

Лидия Симочкина из местного кузнечного рода Калёновых. Отец Арсений Петрович привез маму Анну Тулякову (та происходила из семьи портных) в родительский дом. Здесь все жили вместе — братья с женами и детьми, мамой — бабой Дуней, — которая всегда оставалась хозяйкой, несмотря на снох. Евдокия и готовила, пока женщины работали и занимались детьми.

— На стол ставилось одно большое блюдо, — вспоминает Лидия Арсеньевна. — Тушили-томили в печи щи, каши, пекли хлеб, мне особенно нравился подовый. В квашню (деревянная кадка — прим.ред.) засыпалась ржаная мука, закваска. Все мешалось рукой. Пекли не в форме, а на капустных листьях, которые клали прямо на кирпич. Также у бабушки парили свеклу и бухму (большая репа). Когда стали жить своей семьей, то традиция есть из одной посуды сохранилась. Если были на обед щи с мясом, то сначала ели суп, а потом, когда разрешит отец (тятька), и мясо. После еды на стол ставился большой самовар с медалями.

Мама Лидии Арсеньевны готовила хорошо, но особенно дочь запомнила колобУшки. Для их приготовления смешивались сахар, масло, молоко, дрожжи. Воздушные булочки лежали далеко, и дети доставали их кочергой. Такая желанная сладость была.

«Когда к ужину не было первого блюда, то с кринкой ходили в общественную лавку за селедочным рассолом. К рассолу добавляли ложку льняного масла, крошили хлеб, и получалась прекрасная мурцовка» (Из рукописных записей. Село Васильевское, Калининский район. Предположительно 1930-40-е гг.). 

Узнав кулинарные традиции от Лидии Симочкиной, мы отправились дальше по селу. По пути встретили еще одну Лидию — Соловьеву. Бабушка рассказала, как на праздники раньше пекли пирожки с картошкой и капустой. В обычные дни на столе был круглый хлеб. Для него мололи рожь в жерновах.

«На Масленицу у девушек на головах подвязаны цветастые платки-шали с шелковой бахромой. Мясо есть нельзя, поэтому в изобилии у крестьян присутствовали блины и рыба. Жарили салатушку  и ряпушку, некоторые – судака и белорыбицу. Блины пекли большие, твердые и тонкие, «можно катить по столу». С блинами ели патоку, те, кто побогаче, покупали мед. ( Воспоминания, записанные краеведом предположительно в 1930-х гг.)

Хоть васильевские земли были и не сильно плодородные, хлеб сеяли всегда. «Во время жатвы местные крестьянки поили детей маковым отваром, чтобы они спали и не мешали работать», — рассказывает Серганова Дарья Федоровна из рода Вальчихиных. Стоит отметить, что в прежние времена мак активно использовался хозяйками. Его собирали собственными руками — вытряхивали из коробочек в тарелки, а потом пекли, например, ветушки с маком. Для этого раскатывали тесто, поливали маслом и посыпали сахаром и маком. Затем сворачивали в рулет и резали на дольки, сердцевинку разворачивали наружу и получалась интересная булочка.

«Любопытно, что в первый день Троицы массовое гуляние собиралось не где-нибудь, а на большом пойменном лугу у Тверцы, местечке называемом Гузево, куда съезжался люд не только из окрестных деревень, но даже из Твери. Гулянье обслуживали лоточники со сладостями, ситро и лимонадом. Воду брали непосредственно из Тверцы, добавляя в нее сироп. «Около соснового лесочка кипели самовары, угощали чаем с баранками и бомбошками  на специально накрытых столиках». Неизменным съестным троичным атрибутом были дрочёны. На Духов день гулянье перемещалось в Васильевское. (Воспоминания местных жителей, записанные краеведом предположительно в 1970-80 гг.)  

Если говорить о напитках, Наталья Казакевич вспомнила, что ее бабушка из Яковлево готовила толокняный кисель, который, к слову, дети не очень-то и любили. «Овес заливался водой, настаивался сутки. Далее его варили. Жмых убирался, а жидкость разливали по тарелкам. Кисель застывал и становился похож на желе. Сверху поливался растительным маслом и посыпался солью», — сообщает краевед.

А вот в семье Серафимы Нектарьевной Кашиной (из Варыхаловых) кисель делали из овсяных хлопьев и с медом. Такое блюдо в 50-х годах прошлого века подавали на поминках. Густой, как холодец, его ели ложкой. Также бабушка рассказала, что в их семье всегда в почете была картошка. Из нее делали очень вкусные вареники, а на горячее — картошку сначала отваривали, потом жарили и подавали с камбалой, жаренной целиком на сковороде.

«В Прощеное воскресенье веселье кончалось к вечеру, когда в 5-6 часов на колокольне ударяли в большой колокол, призывая к вечерней службе, после которой шли на кладбище. К этому времени приезжие, как правило, уже на пути домой. В это время можно встретить торопливых молодоженов: им нужно побывать с поклоном у обоих родителей, у крестных, отвезти в подарок большую пряночную рыбу или плоского леща или свернутую в калач щуку, – так называемые «тверские пряники». Этот ритуал был обязательным для богатых и бедных. Кончалась масленица сжиганием в поле чучела». (Воспоминания, записанные предположительно в 1930-х гг.)

Житель Васильевского Валерий Липашов вспомнил множество блюд, которыми его кормили в детстве: супами — щавелевым с яйцом, окрошкой, грибными, рыбными (в ухе рыба варилась целиком). А на десерт всегда были пироги с ягодами. Такой исконно русский обед из даров природы.

«В мясоеды иной вовсе не видит говяжьих щей, а те, которые имеют их, потребляют только внутренности, которые всегда дешевле (здесь по 3 коп. за фунт) и нарочно поставляются для них местными мясниками, отправляющими саму тушу в Тверь. Постом главным образом потребляют грибы, кисель  и пареную репу». Рыбу покупают самую плохую, отчего часто травятся. Кузнецы любят выпить, но пьяниц среди них нет, как и среди крестьян тоже. Однако «не могут равнодушно пройти мимо кабака. За это городские жители их называют «забегалами» (Сборник материалов для статистики Тверской губернии. Вып. 3. Тверь, 1874. С. 7)

В современном Васильевском до сих пор готовят по рецептам, к которым привыкли с детства, но появляются и новые. Как и в давние времена, когда в село прибыли «пришлые», так и сейчас сюда приезжают из других земель. Например, Евгений Васильевич (весьма подходящее отчество!) Спиридонов переехал сюда из Иваново. Мастер на все руки создал удивительной красоты семейное гнездо, в котором очень уютно и вкусно пахнет. Летом мужчина угощает всех фирменным квасом и окрошкой.

Фирменный квас от Евгения Васильевича

Ингредиенты на 7 литров: вода питьевая — 6 л, концентрированное квасное сусло — 250 г, сахар — 600 г, дрожжи — 8 г (или закваска — 0,5 л).

Приготовление:

1. Нагреваем воду до 30-35 градусов. Растворяем сахар.

2. Добавляем сусло и дрожжи, перемешиваем, оставляем на сутки, закрываем крышкой.

Окрошка по рецепту мамы Евгения Васильевича

бочка  Кстати, музей Васильевской волости богат на экспонаты, которые       рассказывают о гастрономическом прошлом жителей деревень. Чего здесь   только нет. Например, старая пивная бочка от бабы Шуры. На самом деле, в   ней хранили сусло. Это легко определить по отверстию в дне бочки. В дыру   втыкали палку и заполняли суслом, а когда надо было налить сусла, палку   вытаскивали, и из отверстия лилась жидкость. Или воронка для творога из   еловых корней. Есть версия, что она предназначалась для переливания пива. Может быть, но ее отдавали в музей именно как воронку для слива сыворотки при приготовлении творога. Удивительная фактура и мастерство исполнения. Идеальная геометрия. А если долго всматриваться, то кажется, что через эту воронку утекает само время.

воронка

И, конечно, ручная мельница, где в качестве жерновов использовались деревянные круги с вбитыми металлическими пластинами. Краеведы рассказывают, что в округе не было ветряных мельниц, зато водяных — сразу несколько. Домашние мельницы были не у всех, но в силу малой производительности она не могла перемолоть много зерна. Все же не обходились крестьяне без больших мельниц. За помол платили они гарнцевый сбор, т.е. отдавали часть муки владельцу мельницы (до революции) или государству уже после национализации мельниц.

мельница

Увидеть своими глазами гастрономические экспонаты, которым уже не одна сотня лет, нужно обязательно. В этом есть смысл еще и потому, что создан музей энтузиастами своего дела. И держится он на идее, поддержать которую всего хочется. Если Вы заинтересовались гастрономической историей села Васильевское и готовы отправиться в мини-путешествие, позвоните экскурсоводу по этому телефону 8 (904) 027-05-11 и следите за новостями в их Instagram. А мы отправляемся за рецептами дальше по Тверской области!
Предыдущая запись